О каналах скрытых, потайных, побочных




О потайных каналах - часть 2


Потайные (а не скрытые) каналы — наиболее подходящее средство для управления враждебной многоагентной системой. Но в них нуждаются не только злоумышленники. Потайные каналы могут эффективно применяться поставщиками информационного наполнения, встраивающими в него скрытые "цифровые водяные знаки" и желающими контролировать его распространение, соблюдение потребителями цифровых прав. Еще один пример, ставший классическим, — применение потайного канала премьер-министром Великобритании Маргарет Тэтчер, которая, чтобы выяснить кто из ее министров виновен в утечках информации, раздала им варианты одного документа с разными межсловными промежутками.

Разумеется, при весьма общих предположениях потайные каналы нельзя не только устранить, но даже обнаружить (например, в сжатом JPEG-образе всегда найдется место для скрытой информации). По отношению и к скрытым, и к потайным каналам справедливо приведенное в статье положение "Вы всегда можете послать бит".

Содержательным является вопрос о емкости и устойчивости подобных каналов, которые определяются не только полосой пропускания обертывающего канала и характеристиками шума в нем, но и максимальным размером полезной (скрываемой) нагрузки, а также функцией-детектором допустимости передаваемой информации (см., например, статью и цитированные в ней источники, среди которых мы выделим работу ).

Проблематика потайных каналов давно и плодотворно исследуется с позиций теории информации, получено много интересных теоретически и важных практически результатов. Обратим внимание на возможность и эффективность совместного использования скрытых и потайных каналов в сетевой среде. Так, в работе описана реализация сети анонимизаторов (см. ) с помощью HTTP-серверов и клиентов. Web-серфинг служит обертывающим каналом. В роли узлов сети анонимизаторов выступают HTTP-серверы, а взаимодействие между ними осуществляется по скрытым каналам в HTTP/HTML при посредничестве ничего не подозревающих клиентов (в первую очередь — с помощью средств перенаправления запросов и активного содержимого, встроенных, например, в рекламные баннеры, присутствующие на посещаемой Web-странице).


Содержание  Назад  Вперед